Быть мамой подростка: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Про Коммуникацию.
В прошлой заметке (Быть мамой подростка: я больше не авторитет) я писала о том, что в одно прекрасное утро ваш заМЕЧТАтельный ребёнок становится невыносимым. И что же делать нам, родителям? Кто-то из вас скажет, что ни в коем случае никакого ора и никаких подзатыльников. А кто-то не будет разбираться и отвалит пару оплеух.
И что на самом деле делать, не очень понятно. Сейчас другое время, другие дети, другие нравы.
Давайте подойдём к этой задаче вот с какой стороны.
Вопрос: скажите, а что вы ЧУВСТВУЕТЕ, когда ваше дитё грубит, хамит, игнорирует вас и ваши просьбы и так далее?
Следующий вопрос: что это ЗНАЧИТ для вас, когда ваше дите грубит, хамит, игнорирует вас и ваши просьбы и так далее?
И еще вопрос: а куда девать все эти чувства, как я догадываюсь, далеко не радостные?
Глотать?
Скрывать?
Замалчивать?
Складировать внутри в виде очередных блоков??
Ответьте себе, только честно! Если вы уже читаете этот текст, скорее всего, что-то вызвало в вас резонанс относительно этой темы.
Быть может, ваш детёныш уже давно вырос, но продолжает общаться с вами также.
Так вот, хочу поделиться с вами очень важным правилом коммуникации!!! Оно уже встроено в мою повседневную жизнь, в жизнь моего сына, и я учу этому своих клиентов.
Это трёх-частное Я-высказывание.
Объясню на примере. Ситуация: вы приготовили ребёнку ужин, положили в тарелку, накрыли плёночкой, сказали ему об этом и уехали по делам. Вернулись поздно. А он нарыл в буфете печенье и наелся этого печенья до отвала. А ужин ваш так и стоит на кухне и, простите, тухнет.
Начинаем строить трёхчастное Я-высказывание!
Итак, задаем себе вопросы, слушаем себя и тут же отвечаем:
1. Что я сейчас чувствую?
— Мне обидно и неприятно… Или Я в бешенстве…
2. Когда что?.. или кто?…
— Когда я старалась, готовила для тебя, тратила время и силы, а ты не съел приготовленное, а наелся печенья…
3. Что это значит для меня (что приготовленный ужин не съеден)?
— Что меня не уважают.
Всё, теперь соединяем все три ответа вместе .
У нас получилось:
— Сын, мне обидно и неприятно, что я готовила для тебя, тратила своё время и силы, а ты не притронулся к ужину. Для меня это означает неуважение ко мне.
Запоминаем эту фразу, порядок её частей, идём к ребенку. Обращаем на себя его внимание, спокойно проговариваем эту фразу от начала до конца…. И ПРОСТО ВЫХОДИМ ИЗ КОМНАТЫ. Важно: проговариваем, выходим и ничего не ждём в ответ!
В ЧЁМ ПОЛЬЗА И СИЛА ТАКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ?
В том, что вы говорите только о себе. В ней нет никакого наезда на ребёнка. В ней содержится просто информация о вас на данный момент времени.
Попросите кого-нибудь сказать вам что-нибудь подобное или прямо указанную мной фразу. Чувствуете наезд?
Правильно, нет! В этом вся фишка. Подростки терпеть не могут наездов, особенно от предков, как они нас называют. Да и кому это вообще понравится…
То же нужно делать и с позитивными чувствами. Не просто, ребёнок вынес мусор, а вы думаете, что это само собой разумеется. Ничего подобного. Отметьте это с положительной стороны (например, так: Сын, мне так приятно, что ты помог и выбросил мусор! Это значит, что мои просьбы важны для тебя!)
Обещаю, со временем вас ждет успех в вашем совместном общении!
Важное замечание: если вы попробовали такие фразы пару-тройку раз, и они не сработали, вы бросаете это дело и говорите, что такой прием работает с кем угодно, только не с вашим ребёнком.
И вы ошибаетесь.
По опыту скажу, что своему сыну я говорила построенные ТАКИМ образом фразы пару лет точно.
Наберитесь терпения! Просто проговаривайте чувство на то-то и то-то, и что это значит для вас.
Просто выражайте свои чувства ТАКИМ образом.
Еще раз ВНИМАНИЕ: как отрицательные, так и положительные!!! и не ждите результата.
Я вам даю гарантию 1000%, что однажды вы получите Результат!
Пы. Сы.
Такие высказывания можно использовать где угодно и с кем угодно, а не только с собственными детьми в целях, воспитания! Но и со своими родителями, с друзьями, с коллегами и так далее. Пробуйте!